Принимала участие в мероприятии (название, тема, форма участия) | Готовила мероприятие (название, тема) | Готовила детей к участию в общешкольном мероприятии | Готовила детей к участию в районном и областном мероприятии | Работа с родителями | |
Выступление на методическом объединении учителей биологии и химии (25 октября) "Антиникотиновое воспитание в школе" |
Общешкольная линейка "День Знаний" (1 сентября) | Осенний бал |
Районная олимпиада по биологии. Призёр: Кирдина Кристина 8 класс |
Общешкольное родительское собрание "Как помочь ребёнку хорошо учиться" | |
День Учителя | |||||
Проведение предметной недели географии | День Матери | ||||
Выступление на педагогическом Совете "Структура системно-деятельностного подхода" | Новогодние праздники и конкурсы | ||||
04.02. 2015 год Призёры районного конкурса юных экологов "Тропинка". Учащиеся 5 класса: Белоногов Никита; Зарипов Алик, Зарипов Эрик, Шавёлкин Владислав" 2 место. |
|||||
21. 02. 2015 год Участница областной олимпиады по биологии Кирдина Кристина 8 класс (111 баллов) |
|||||
Общешкольный праздник "8 марта" | |||||
В преддверии дня защиты окружающей среды
Огромное значение в жизни современного общества является отношение человека к нашей планете Земля. Мы должны помнить, что не имеем права губить то, что создано природой. Всю красоту и великолепие человек осознает, когда что-то теряет. Любовь к природе прививается с детства в семье, в школе, в обществе. В нашей Верх – Катавской школе мы стремимся сделать всё, чтобы дети поняли, что их будущее зависит от них самих. Так к дню Земли 22 апреля провели конкурс рисунков « С днём рождения, Земля!», выставку книг «Природа глазами классиков», выставку фотографий «Родные просторы». Так же юные экологи выступили перед учащимися школы с проектами: «Хлебные крошки», «Опалённая войной». В конце апреля очистили от мусора территорию школы. Маленький участок планеты стал чище.
В преддверии дня защиты окружающей среды наши экологи 4 июня участвовали в экологическом субботнике по уборке территории Серпиевских пещер. Ребята очистили от мусора места около пещер «Колокольная», «Игнатьевская». Учащиеся нашей школы участвовали в этой акции вместе с трудовым отрядом мэра города Катав – Ивановска. Специалист по особо охраняемым природным территориям Пядышева Лидия Леонидовна после субботника провела для ребят экскурсию по этим замечательным пещерам, очень много интересного поведала она. Детских глаз нельзя было оторвать от этого чуда природы. Рисунки древних людей поражали своей простотой, но в то же время и своим величием.
К сожалению, и современный человек решил оставить свой автограф в этих пещерах. Как понимаешь негодование детей, но ничего сделать не можешь. Ведь туристы пишут краской, царапают на стенах пещер и уничтожают рисунки древних людей. Турист, оглянись, посмотри, что ты делаешь? Настоящие хозяева Земли так не поступают!
Нас порадовало ещё одно удивительное явление - это цветение венерина башмачка. Два раскрывшихся цветка и два бутона уральской орхидеи. Лидия Леонидовна поведала нам, что в прошлом году было только два цветка на этом месте. Хочется верить, что никто не сорвет цветы, ведь растение зацветает только на восемнадцатый год жизни, оно занесено в Красную книгу Челябинской области и России.
Старость, юность, детство, посмотрите вокруг, что сделано не так, что нужно исправить, чтобы мы все были счастливы на НАШЕЙ планете Земля! Земля, и ты будь СЧАСТЛИВА!!!
Учитель Верх – Катавской школы - Мягкова Вера Петровна
Сообщение на районном методическом объединении учителей биологии и химии на тему: «Антиникотиновое воспитание в школе».
Антиникотиновое воспитание является сложным комплексным процессом, который должен начинаться еще до поступления детей в школу (в семье и дошкольных учреждениях) и продолжаться весь период школьного обучения. Исходя из статистических данных о начале и причинах курения школьников, учитывая их психофизиологические возрастные особенности, антиникотиновое воспитание можно разделить на три основных этапа: начальный, основной и заключительный.
Начальный этап антиникотинового воспитания охватывает детей младшего школьного возраста, он длится от поступления в школу до IV класса. В этом возрасте некоторые ученики пробуют курить по разным причинам: в основном из подражания взрослым, любопытства, под влиянием старшеклассников, которые нередко обучают курению.
Следует иметь в виду, что чем раньше приобщаются дети к курению, тем губительнее действие табачных ядов, что приводит к неврозам, отставанию в учебе, нарушениям сердечной деятельности, ослаблению мышц. А тяга к курению развивается тем быстрее, чем меньше возраст школьника. Курящие дети выделяются бледностью, рассеянностью, раздражительностью. После курения у них возникает слезотечение, воспаляются слизистые оболочки глаз, нарушается координация движений, начинается обильное слюноотделение, тошнота. На эти признаки должны обращать внимание родители, учителя, пионервожатые, школьные медсестра и врач. В начальном периоде необходимо предупредить привыкание к курению, оградить детей от влияния курящих. В доступной форме надо рассказать детям о вреде курения, причинах его запрета, описать признаки отравления, провести индивидуальную беседу с учащимися, которые пробуют курить. Можно эмоционально рассказать о случаях острого отравления табачным дымом детей и взрослых. Средствами воспитания в младшем школьном возрасте являются рассказы учителей и родителей о том, как они бросили курить; групповые и индивидуальные беседы на уроках и в группах продленного дня; смысловой разбор народных поговорок о вреде курения.
Основной (второй) этап антиникотинового воспитания охватывает детей подросткового возраста (от 12 до 15 лет). Как показали многочисленные исследования, это период интенсивного привыкания к курению и алкоголю. Школьники в этом возрасте становятся эмоционально неуравновешенными, повышенно возбудимыми, склонными к подражанию дурным поступкам.
Курение авторитетных для ребят лиц служит дурным примером. Воспитатели и родители должны учитывать это, В присутствии детей и подростков курение совершенно недопустимо во многих отношениях. Вдыхание воздуха с табачным дымом превращает детей в пассивных курильщиков, вызывает влечение к курению. Подается заразительный пример; семья курящих терпимо относится к курению, не ограждает от него детей и подростков. Кроме того, табачные изделия в такой семье становятся весьма доступными для подростков.
Вначале, в детском и подростковом возрасте курят, прячась от взрослых, при этом часто пользуются окурками. А именно в них содержится значительно больше табачных ядов, чем в целых сигаретах. Подбирая окурки, подростки рискуют заразиться инфекционными болезнями. Таким образом, поспешное курение наносит двойной вред.
Основные задачи воспитания нетерпимого отношения к курению в этом периоде следующие: исключать отрицательное влияние курения в семье, добиваться ограничения пли полного прекращения курения родителями: объяснять состав табачного дыма и доказывать вредность его компонентов; убеждать учащихся не только во вреде активного курения, но и во вредности пребывания в накуренном помещении; объяснять вред однократного и хронического отравления табачным дымом; раскрывать закономерности формирования вредной привычки.
В антиникотиновом воспитании подростков важное значение имеют эвристические, проблемные беседы, рассказы в сочетании с наглядными пособиями, демонстрирование опытов и кинофильмов.
В старшем школьном возрасте (16—17 лет) начинает курить большинство юношей. Приобщаются к вредной привычке и девушки, желая показать себя взрослыми и независимыми. Многие из них не скрывают курения. Основными воспитательными мерами являются профилактическая работа, предупреждение формирования вредной привычки курения у юношей и девушек, доказательство несовместимости ее со многими профессиями (врача, педагога, летчика, космонавта, певца, актера и т. д.), а также со спортом.
Необходимо убедить старшеклассников в том, что отвыкание от курения возвышает личность, укрепляет волю, характер, сохраняет здоровье; разъяснять способы отвыкания от этой привычки. Поскольку у старшеклассников в большей мере развивается логическое и критическое мышление, то важное воспитательное значение приобретают различные формы убеждений, поурочные и внеклассные мероприятия, гигиенические индивидуальные беседы учителя и школьного врача, экскурсии в дом санитарного просвещения, проведение викторин, выпуски бюллетеней, стенных газет, организация антиникотинового клуба. Следует объяснить школьникам мероприятия партии и правительства по охране здоровья и борьбе с курением, пьянством и алкоголизмом.
Особое внимание нужно уделить профилактике курения во время производственной практики школьников. Успех антиникотинового воспитания учащихся в этот период зависит от традиций школы, активности педагогического коллектива, общественного мнения, мобилизации комсомольского актива и родительского комитета. Трудно бороться с курением, если курят директор школы, классный руководитель, учителя, воспитатели. Все доводы в этом случае становятся малоубедительными и неэффективными. Воспитывать необходимо в первую очередь личным примером.
В работе со школьниками используются поурочная, школьно-семейная, внеклассная, общешкольная формы воспитания.
Поурочная форма, начиная с I класса, осуществляется классным руководителем на уроках природоведения, физкультуры, труда. В среднем школьном возрасте — на уроках физкультуры, ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека, общественных дисциплин с использованием примеров, проведением опытов и демонстраций. В старшем школьном возрасте — на уроках общей биологии, химии, литературы, истории, обществоведения.
Школьно-семейная форма состоит в едином воздействии на учащихся учителей и родителей, ограничении и прекращении курения в семье, проведении бесед с учениками, родителями, совместно со школьным медперсоналом.
Внеклассная форма воспитания предлагает проведение во внеурочное время индивидуальных и групповых бесед, демонстрирование опытов на секционных, кружковых и факультативных занятиях, в группах продленного дня.
Общешкольная форма воспитания включает проведение бесед врача, кинолекций, викторин, дней здоровья, вечеров вопросов и ответов, экскурсий, устных журналов, радиогазет, оформление витрин, выпуск бюллетеней и стенных газет. На всех этапах антиникотиновая пропаганда должна быть тесно связана с семейным воспитанием. Особое внимание следует уделить работе с молодыми родителями.
Активно воздействовать на учащихся должны учителя физической культуры, так как они работают во всех классах, обеспечивая всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья детей, повышение работоспособности, подготовку к труду и обороне.
Уроки физкультуры, секционные занятия, занятия групп продленного дня открывают широкие возможности для проведения антиникотиновой пропаганды, в частности, для откровенных бесед, доказательства его вредного влияния на развитие скорости, силы, выносливости, координации движений, функций вегетативных систем, а значит и на спортивные результаты; для внимательного наблюдения за учащимися, выявления тех, у кого появилось пристрастие к курению.
Элементы антиникотиновой пропаганды следует включать в разные мероприятия, проводимые в школе по профориентации, охране здоровья, гигиене труда и отдыха. При этом особое внимание обращать на загрязнение воздуха курящими.
С целью эффективной борьбы с курением необходимо учитывать факторы, способствующие формированию привычки, влечения к курению: традиции, сложившиеся в семье на протяжении многих лет; подражание детей старшим, более авторитетным лицам; психологическую зависимость от курящих товарищей; любопытство к новым ощущениям; удовольствие от запаха и вкуса табачных изделий; отсутствие положительных интересов и увлечений.
Привычка к курению вырабатывается вследствие многих причин: социальных, экономических, психологических и личностных. Например, установлено, что чаще всего курит молодежь профессиональных училищ, попавшая в коллективы, в которых снисходительно относятся к табачному дыму. Среди экономических причин — широкая доступность табачных изделий, обилие их в розничной продаже. Большое значение имеют психологические факторы: неудачи в учебе, работе, спорте, неурядицы в семье, чувство незаслуженной обиды со стороны старших товарищей, стрессовые ситуации. Поэтому в школьных, семейных, трудовых коллективах следует развивать и совершенствовать культуру межличностных отношений. Однако ни в коем случае не следует оправдывать курение социальными и психологическими факторами, так как большинство людей преодолевают такого рода трудности без каких-либо вспомогательных средств. Кроме того, успокаивающее действие курения очень кратковременно и незначительно, а отрицательные последствия продолжительные. Медицина обладает достаточным количеством доступных успокаивающих и восстанавливающих средств, укрепляющих центральную нервную систему.
В антиникотиновом воспитании следует учитывать личностные качества детей, подростков, молодежи, их индивидуальные особенности. Некоторые ребята после первой пробы курения никогда больше не пытаются курить. Другие испытывают естественное чувство отвращения к запаху никотина и табачного дыма; есть и слабые подростки, молодежь с выраженной психологической зависимостью, которые стараются преодолеть свое отвращение ради ложного авторитета и подражания. Но встречаются дети, которым нравятся запах и вкус табака, сама процедура курения.
Воспитательную работу прежде всего следует проводить на уроках.
На уроках биологии целесообразно раскрывать легкую проницаемость табачных ядов через биологические мембраны. Так, птица погибает от одного запаха никотина; мышь гибнет, если ей капнуть никотин в глаз (быстрота всасывания); пиявка, насосавшись крови курильщика, отпадает мертвой. От табачного дыма погибают насекомые. Из табака получают сильный яд — никотинсульфид, который используется для борьбы с насекомыми, вредителями сельского хозяйства.
Особенно большие возможности для антиникотинового воспитания дают уроки изучения анатомии, физиологии и гигиены человека (VIII класс). Изучая с учащимися тему «Общий обзор организма человека», следует обратить их внимание на то, что никотин и другие продукты табачного дыма угнетают деление клеток и развитие организма, удлиняют время рефлекса. Очень важно подчеркнуть (тема «Опорно-двигательная система»), что курение ухудшает кровоснабжение мышц, вызывает спазмы сосудов. А это может привести к гангрене конечностей. Кроме того, курение ослабляет мышцы, способствует их быстрому утомлению, задерживает рост и развитие мускулатуры тела.
Материал темы «Кровь и кровообращение» целесообразно дополнить сведениями о разрушении эритроцитов и гемоглобина ядами табачного дыма, ухудшении газообменной функции крови и снижении ее иммунных свойств вследствие отравления лейкоцитов. Тема «Кровь и кровообращение» позволит доказать учащимся отравляющее действие никотина, паров спирта и эфирных масел на сердце и сосуды.
При изучении темы «Дыхание» учащимся даются сведения о прямом и особенно сильном влиянии табачного дыма па дыхательные пути и легочную ткань, приводятся примеры легочных заболеваний у курильщиков. При знакомстве с учащимися материалов темы «Пищеварение», нужно указать на разрушение зубов у курящих, развитие гастритов, яз в кишечно-желудочного тракта, цирроза печени, возможность злокачественных образований.
Тема «Обмен веществ и энергии. Выделение» дает возможность рассказать учащимся об ухудшении обмена веществ при курении и развитии витаминной недостаточности, о нарушении процесса ассимиляции, снижении массы человека.
Изучая с учащимися тему «Выделение», следует обратить их внимание на то, что составные части табачного дыма вредно влияют па выделительные функции и почечный эпителий, приводят к хроническим болезням почек, мочеточника и мочевого пузыря, возникновению злокачественных опухолей этих органов; привести примеры повышенного содержания в почках и моче курящих людей, а также пребывающих в накуренном помещении канцерогенных веществ и никотина.
Тема «Кожа» позволит объяснить учащимся, что никотин, легко проникая через кожу, вызывает спазм кровеносных сосудов, ухудшает питание кожи, она становится дряблой, стареет, снижаются все ее функции (защитная, регулирующая, выделительная и др.).
Объясняя тему «Нервная система. Органы чувств», нужно раскрыть главные механизмы действия нервных ядов табачного дыма на высшую нервную деятельность, их наркотическое влияние, подчеркнуть, что курение вызывает комплексное отравление газообразными, жидкими и твердыми веществами, объяснить причину формирования пагубного влечения к курению. Указать основные вредные компоненты табачного дыма, которые способствуют отравлению наркотическими ядами нервной системы, торможению высших центров — коры больших полушарий, ослаблению мышления, памяти, замедлению рефлексов, двигательных реакций. Кратковременное возбуждение центров положительных эмоций вызывает ощущение беззаботности и теплоты, обманчивое впечатление прилива сил, повышения активности мышления. Но затем происходит длительное сужение кровеносных сосудов. Клетки мозга отравляются, работоспособность уменьшается, искажаются ощущения органов чувств.
Материал темы «Железы внутренней секреции» целесообразно дополнить сведениями о влиянии никотина на функцию желез внутренней секреции — нарушение их нервной регуляции, угнетение половых функций, развитие болезни углеводного обмена (диабет) вследствие изменения гормональной деятельности поджелудочной железы.
При изучении последней темы курса — «Размножение и развитие» — нужно напомнить учащимся о высокой проницаемости табачных ядов через биологические мембраны, об их токсичности, вредном влиянии на потомство. При этом учитель может использовать кинофильмы «Гигиена дыхания», «Вред курения и алкоголя», препараты, рентгеновские снимки, клинические описания отравления и злокачественных опухолей.
Здоровье детей – это главное в жизни каждого общества, об этом должны помнить родители, учителя, окружающие и, конечно, наше правительство.
Любимое наше чадо, будь здорово!
Филиал МОУ СОШ № 2 г. Катав – Ивановска
в селе Верх – Катавка
Сообщение на тему: «Как помочь ребенку хорошо учиться»
Докладчик: Мягкова Вера Петровна
Аудитория: общешкольное родительское собрание учащихся филиала МОУ СОШ № 2 г. Катав – Ивановска в селе Верх – Катавка
Дата: 17.09.2014 г.
Уважаемые родители! Обучение в школе - одно из важнейших, наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. И каждому из вас хочется, чтобы дети были самосто¬ятельными и успешными в их основной деятельности - учебе,
В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «успех» рассмат¬ривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо, как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно полезной деятельности.
Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал как можно более высоких результатов.
Из аксиомы: «Любое педагогическое воздействие имеет успех, если оно учитывает потребности ребенка»,
Рассмотрим самые важные из этих потребностей.
1. Ученик хочет приобретать в школе новые знания.
2. Ученик стремится к самоутверждению, признанию со стороны взрослых.
3. С возрастом дети начинают понимать, что школа готовит их к взрослой жизни. И что они тем лучше смогут решать задачи, которые поставит перед ними общество, чем более основательные знания они приобретут сейчас.
Всегда ли мы учитываем в нашей воспитательной работе эти по¬требности детей? А ведь мы должны помнить, что «каждое педагоги¬ческое воздействие будет успешным только в том случае, если оно учитывает потребности детей».
Нужно ли помогать ребенку учиться? Разумеется, да. Попробуем использовать в работе с ребенком следующее.
Ваш ребенок чему-то учится. Общий итог будет состоять из не¬скольких частных результатов. Назовем четыре из них.
1. Самый очевидный - это знание, которое он получит, или умение, которое он освоит.
2. Результат менее очевидный - это тренировка общей способно¬сти учиться, то есть учить самого себя.
3. Результат - эмоциональный след от занятия: удовлетворе¬ние или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.
4. Результат - след ваших взаимоотношений с ним, если вы прини¬мали участие в занятиях. Здесь итог может быть либо положительным (остались довольны друг другом), либо отрицательным (пополнилась, копилка взаимных недовольств}.
Запомните. Родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучился? научился?), Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они гораздо важнее.
Для ребенка младшего школьного возраста очень важным являет¬ся отношение к нему взрослых. Во многом мнение родителей, учите¬лей определяет самооценка ребенка, формирует чувство уверенности в себе, влияет на уровень тревожности. Поэтому ребенку так важны ваша поддержка, интерес и внимание к его делам и проблемам.
- А часто ли мы задумываемся над тем, почему обучение не связано с радостью познания, не вызывает интереса и не служит развитию способностей? Помним ли мы в погоне за хорошими отметками, что занятия через силу, по жесткому требованию взрослого тормозят развитие творческих способностей ребенка? Мы ежедневно спраши¬ваем у него, что он сегодня получил. Хвалим его и одобряем именно за хорошие отметки и совершенно не интересуемся тем, что ребенок узнал нового, чему научился, что ему особенно интересно. О радости познания никто не вспоминает!
Мы, взрослые, должны учитывать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, знать свойственный ему темп работы, наблюдать за его ростом и развитием. Подумайте: может быть, нужно в чем-то пересмотреть отношение к его учебным занятиям, к органи¬зации его домашней работы, характер и содержание своей оценки его учебных успехов?
Напомню вам еще одну особенность школьника: любую работу он должен выполнять «на успехе». Поэтому так важно поддер¬живать даже самые незначительные результаты, особенно если при этом ученик проявил самостоятельность, терпение, настойчивость.
Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к зна¬ниям, необходимо научить его хорошо учиться.
Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некото¬рые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегчен¬но вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязан¬ностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объ¬ясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролиро¬вать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.
Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий.
Еще К. Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача - научить правильно учиться.
Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины. Помощь
детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех
направлениях:
• организация режима дня;
• контроль за выполнением домашних заданий;
• приучение детей к самостоятельности.
1. Организация режима дня.
Организация режима дня позволяет ребенку;
• легче справиться с учебной нагрузкой;
• защищает нервную систему от переутомления, т. е. укрепляет здоровье. У 20 % школьников плохое здоровье - причина неуспева¬емости.
Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональ¬ному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял ут¬реннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа.
Точный распорядок занятий - это основа любого труда. Необ¬ходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т. д.}. Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т. д.
Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время.
Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овла¬девает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.
Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребе¬нок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.
Важный вопрос в организации режима дня - это организация до¬суга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время.
Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе (до 3,5 часа в день), ведь у детей большая потребность в движении. В группе- 1,5-2 часа. Дома- 1,5-2 часа.
Необходимо правильно организовать сон. Дневной сон - 1 час. (Если ребенок не спит, перевозбудился, пусть полежит, послушает сказку.)
Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья.
. Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это от¬разится на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30-40 минут.
Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твер¬дость.
Вы должны помнить, что теперь у вас ученик, и не мешать ему. Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговари¬вают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.
Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребенок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснован¬ное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.
2. Направление помощи - контроль за выполнением домашних заданий.
Контроль должен быть систематическим, а не от случая к слу¬чаю и не ограничиваться вопросами: какие отметки? выполнил ли уроки?
После утвердительного ответа родители занимаются своим